Как восприняли мой отъезд из Москвы.
Сейчас я расскажу о том, как восприняли наш отъезд из Москвы люди, которые окружали нас на тот момент — родственники и знакомые, коллеги.
Сочувствие. Искреннее сочувствие — в Москве это самая первая реакция любого человека когда он слышит о том, что ты собрался уезжать из Москвы. Я повторюсь — сочувствие вполне искреннее, никакого злорадства. Однако, меня это коробило. Я уточнял, что я еду по собственной воле, абсолютно свободно, сознательно. Но зачем?
— Ты нашёл там работу?
— Нет.
— У тебя какие-то проблемы с твоими родственниками?
— Нет.
— У тебя какие-то семейные проблемы?
— Нет.
— Почему тогда ты уезжаешь?
Я не мог ответить, почему я уезжаю, но не потому что не знал, а потому что я не мог объяснить. Чтобы покопаться в этом, я завёл аж целый блог, который, правда, содержит много других, не относящихся к этому вопросу тем (это неизбежно — когда у тебя появляется свободное время, у тебя появляется время подумать над какими-то вопросами, над которыми подумать раньше ты не мог).
Я не мог ответить.
Почему я уезжаю? Как в две фразы уложить всё то, над чем я думал несколько лет?
Как мне объяснить все эти вещи так, чтобы меня не назвали странным? Сейчас я могу более-менее чётко ответить на этот вопрос — ради того, чтобы получить чуть больше свободы, но понимание этого пришло ко мне только недавно.
Я не мог ответить ещё и потому, что помимо трудности объяснить причины, я всегда с неохотой делюсь своими планами с кем бы то ни было, даже с очень близкими людьми, потому мне приходилось подбирать слова для объяснений так, чтобы не врать и в то же время не рассказывать ничего о своих намерениях.
В общем, мне приходилось уклончиво рассказывать о том, что у меня есть некие планы в моём родном городе, которые требуют моего участия. Если человек спрашивал, связаны ли как-нибудь мои планы с семейными делами, то я подтверждал и эту версию, потому что и это тоже правда.
— Но, может быть, ты сделаешь эти свои дела и обратно?
— Может и так.
— Ну давай, желаю тебе, чтобы тебе удалось их быстрее выполнить и вернуться обратно!
— Ээээ, я пока не хочу.
— чего не хочешь?
— обратно.
— В смысле, в Москву не хочешь?
— Да, в Москву не хочу.
— Не хочешь в Москву? Эй, да ты что? Что случилось-то?
— А почему ты ставишь вопрос именно таким образом. Давай наоборот — почему я должен здесь находиться?
— Нуу… Жить и работать.
— Я бы хотел сделать так, чтобы эти слова перестали быть синонимами, — пытался отшучиваться я.
С теми или иными вариациями подобные диалоги повторились десятки раз.
Коллеги.
Коллеги отнеслись по-разному. Те, кто меня хорошо знали, решили, что это всё неспроста, понимали, что за моими неопределёнными фразами что-то стоит, но не приставали с расспросами — типа, «придёт время, и мы всё узнаем».
Большинство же, конечно, говорило стандартные фразы о том, как «было классно с тобой работать» и т.д..
Как бы мне не рассказывали о том, какой я классный и как без меня будет грустно, я всё прекрасно понимаю. Что незаменимых людей, тем более, в большой компании, не бывает. Да и не так уж классно со мной было работать, честно говоря. Непросто. Что большинство этих людей забудут меня через полгода-год. Их жизнь будет продолжать течь в том же русле, и моё исчезновение из их поля зрения, в общем-то пройдёт незаметно.
Все были такие милые, когда желали мне удачи, и я отвечал коллегам тем же. Искренне. Приятно любить коллег, когда ты понимаешь, что рабочие вопросы больше не будут сталкивать вас лбами. Когда ты это осознаешь, ты всем всё прощаешь и ко всем добр, улыбчив и снисходителен :) Легко разговаривать даже с самыми ненавистными тебе персонами — они остаются здесь, а ты не только избавляешься от них, но ещё ожидаешь много нового. Они, наверно, тоже радуются, и тоже совершенно искренне выражают свою радость по поводу моего увольнения.
Впрочем, с некоторыми коллегами я до сих пор поддерживаю дружеские отношения, переписываюсь, созваниваюсь по скайпу.
Родственники.
Родственники, живущие в моём родном городе, куда я собирался уезжать из Москвы (г. Киров), обрадовались — «ну, наконец-то! сколько же можно жить в Москве!». Это звучало как-то странновато.
В общем-то нас всё устраивало в отношениях с родственниками — мы их видели 2-3 раза в год, и это было очень хорошо — любить родню на расстоянии гораздо проще. Однако, такая радость родни и их энтузиазм по поводу нашего возвращения из Москвы нас, честно говоря, насторожил. В самом деле, чего они от нас такого ждут, что так обрадовались? Ехали с опаской — думали, что может, мы чего-то не понимаем, перебирали в голове разные варианты того, для чего мы им так нужны — ничего не придумали. Вот она, московская закваска — ищем и продумываем кому и чего надо!
Мы привыкли жить одни, сами выбирая, когда и с кем нам общаться, поэтому не сразу освоились с жизнью, где этого выбора не было. Нам доставляло дискомфорт в первое время то, что родственники приходят и приезжают к нам САМИ, без планирования за неделю вперёд. Так обычно планируешь встречи в Москве — договариваешься с друзьями-знакомыми встретиться на выходных, всю неделю ждёшь этого момента, предвкушаешь. Потом уже встречаешься в заранее обговорённом месте и заранее согласованной программой — типа, «встретимся на М. Коломенская, затем идём в парк, там гуляем до вечера, потом едем к нам, заходим в магазин, покупаем бухло, идём к нам домой, бухаем…» и т.д..
А тут — бац! Они, родственники, уже у порога, а ты и не звал их совсем. В общем-то потом мы привыкли и сами стали так же ходить в гости — так даже прикольней. Однако, поначалу это сильно напрягало. Я привык, когда всё по запланированному происходит, и только ты один управляешь всем этим потоком событий. А тут бац — столько неконтролируемых и непрогнозируемых событий, людей и т.д..
Друзья и знакомые.
Когда я уже уехал из Москвы и заново поселился в моём родном городе, мне пришлось столкнуться и с новыми точками зрения на причины нашего отъезда. О том, что это может выглядет таким образом, мне не приходило в голову, поэтому это было такие мысли оказались полной неожиданностью:
«эх, слабаки, вас Москва сломала, вы просто не смогли вытерпеть! Москва вас просто сожрала, выбросила! Победила вас Москва!»
«что вы там такого натворили, что так резко убежали оттуда? Накосячили как-то?»
«вам стало не хватать денег что ли? Жильё-то ведь там дорогое, не хватало денег, наверно?»
Такие фразы хорошо дают понять образ мышления людей в провинции.
Большая часть людей пыталась подбодрить, утешить (!), типа, ну и фиг с ней, с Москвой, на ней свет клином не сошёлся. Как будто бы я нуждался в утешении. Постепенно я понял, что бесполезно объяснять что-то — что ты это сделал по собственной воле, что это был спланированный и обдуманный шаг.
Человек всё равно принимает какое-то одно, удобное и понятное ему объяснение, согласующееся с его мировоззрением. Чтобы каждый раз не участвовать в спорах и длительных обсуждениях «что», «как» да «почему», мне пришлось придумать отмазку — такую, чтобы и врать не пришлось и дополнительные вопросы отсекались.
Меньше всего вопросов вызывала формулировка, «приехали отдыхать на год, а потом видно будет», ею мы и пользовались в первое время.
Вот так всё это выглядело тогда. Сейчас многие ощущения и эмоции уже забыты, пришли новые. Безусловно, за эти почти три года мы изменились и, возможно, видим всё другими глазами. Я ещё покопаюсь в этом.
Да, похоже просто не все люди способны слушать собеседников) Да и вообще, многие задают вопросы не для того чтобы услышать какой-то ответ, а для того, чтобы услышать определенный ответ, который они ожидают услышать. В общем-то в таких случаях неважно, что вы будете говорить — люди все равно давно уже сделали свои выводы, и им хоть кол на голове чеши… :)
Главное, что вы приняли такое решение, и никого не надо слушать — все верно! :)
С Новым годом!
«хоть кол на голове Теши», от слова «тесать».
С Новым Годом!
Да, большинство людей уже имеют готовые ответы или, так скажем, спектр ответов. И вот какой парадокс — если ты хочешь сохранить этих людей (около себя), то лучше, чтобы твои ответы (ну и вообще мысли) лежали в их контексте.
Поэтому может возникнуть выбор — сказать человеку то, что ему понятней и укладывается в его контекст или сказать как есть, рискуя минимум вызвать непонимание, максимум — разругаться :)
Ну да, а иначе человек просто не поймет вас, подумает, что вы умничаете или зазнались или вообще крыша поехала)))) В общем, действительно подстраиваться под окружающих приходится — без этого никуда!
типа, со старым новым? )))
Со Старым Новым! А название-то какое мудреное :)
Недругам по работе, наверное, до сих пор в кошмарных снах является суровый и неуступчивый «батюшка» и их последняя исповедь)))) (помнишь в одном своем пальто ты был похож на священнослужителя?)))) Эхх старые добрые времена…)
Ах, да! Было дело! «Батюшка»… — напомнил целую эпоху :)
Прекрасно.юрий