Работа на себя. С чего начать. Часть 2 — нужно ли самому вставать за прилавок и разбираться в товаре?

Продолжение разговора, начатого здесь.

— Легко сказать — продавай что хочешь… Надо ведь немного разбираться в том товаре, который ты продаёшь.

— В общем, это тебе, конечно, поможет — если ты разбираешься в том товаре, который ты продаёшь, однако, это не обязательное условие. Если ты не сам собираешься стоять за прилавком, то найми человека, который хорошо разбирается в этом товаре и плати ему зарплату.

Тебе же, например, не обязательно быть первоклассным парикмахером, чтобы открыть салон красоты — ты просто находишь подходящее помещение, нанимаешь профессионалов, которые знают вопрос лучше тебя, организуешь все бизнес-процессы. Платишь им зарплату или процент от прибыли/выручки — в зависимости от твоей модели работы с персоналом.

В конце-концов, я же говорю, что тебе не обязательно заниматься каким-то определённым товаром, в которому ты «ни бум-бум» — ты ведь можешь продавать то, в чём хорошо разбираешься, правильно? Каждый человек знает что-то лучше большинства других.

Бесспорно, хорошее знание продукта, который ты собираешься продавать, тебе может сослужить только хорошую службу… но вот стоит ли тебе тратить своё время, чтобы научиться разбираться в нём — вопрос… Ну тут надо индивидуально подходить — смотря какой товар.

Я отдаю себе отчёт в том, что руководителями, например, металлообрабатывающих заводов являются совсем не те, кто лучше всего разбираются в металлах, а руководителями нефтяных компаний — отнюдь не те, кто больше всех знает о нефти… Ты меня, в общем понял. Задача руководителя и организатора — руководить и организовывать :)

Даже на маленькой розничной точке кол-во позиций в продаже у меня доходило до 1000 наименований и досконально знать все потребительские характеристики каждого из них сможет только тот, кто долгое время работает с покупателями. Нужно ли тебе это? Вот приходит покупатель и спрашивает «какие батарейки лучше — те, которые за 3 рубля или те, которые за 5?». Ты уверен, что сам лично всё это хочешь знать по каждому из 1000 наименований, особенно если их цены находятся в диапазоне 2-50 рублей?

Поэтому на мой взгляд, именно в розничной торговле всегда лучше нанять продавца, который волей-неволей вынужден будет разбираться в товаре — ведь его зарплата, скорее всего, будет зависеть от выручки, т.е. у него будет мотивация?

— А если я не хочу тратиться на зарплату? Если есть возможность заплатить эту зарплату себе, то зачем с нею кем-то делиться? Время у меня есть…

— Ну смотри сам. Только вряд ли это уже можно будет назвать бизнесом. Это просто скорее самозанятость — т.е. работа. Подумай, этого ли ты хотел, открывая бизнес, — работать продавцом? Может, тогда легче пойти и устроиться наёмным продавцом, по крайней мере, никакого гемора с организацией бизнеса, гарантированная прибыль в виде зарплаты…

Вот вообще давай я тебе скажу, как я думаю. Я считаю что к бизнесу не относятся, несмотря на то, что люди «работают на себя», следующие виды деятельности:

— частная юридическая или врачебная деятельность,

— частные массажисты, визажисты, репетиторы и т.д.

— частные электрики, сантехники, автослесари, таксисты и т.д.

Эти виды деятельности «не масштабируемы». Как тебе объяснить… В них используется только свой собственный труд, а на этом далеко не уедешь.

Смотри, у каждого, даже супер-мега профессионала в таких областях есть потолок их успеха, т.е. некий максимум отдачи, которого они способны достичь. Это обусловлено тем, что в сутках только 24 часа.

Представь, что ты — первоклассный репетитор по английскому языку. «Сарафанное радио» разносит славу о тебе как о профессионале своего дела. К тебе выстроилась очередь из клиентов, которые готовы покупать твои услуги, твой поток денег увеличивается, и он даже становится в какой-то мере предсказуемым, ты набираешь всё больше клиентов, когда, наконец, в один момент не понимаешь, что больше обслужить клиентов ты уже не можешь чисто физически, несмотря на то, что очередь желающих воспользоваться твоими услугами ещё не закончилась.

Всё, ты «приехал» — ты не можешь «масштабировать» свой бизнес под расширяющийся рынок сбыта, грубо говоря, потому что ты у себя — один и работать более, чем 24 часа в сутки у тебя не получится. Отсюда и потолок твоего возможного денежного вознаграждения.

Тогда как если ты создашь бизнес-систему, ты не будешь иметь никаких ограничений возможной прибыли!

Бизнес-система, во-первых масштабируема — ты всегда можешь увеличить штат, объёмы производства и т.д. а во-вторых, бизнес-система в какой-то степени автономна.

Вот я расскажу тебе об удивительном феномене. Было время когда я работал по 12 часов в день в своём бизнесе каждый день. Затем так получилось, что в течение следующих нескольких месяцев я мог уделять только по 3 часа в день, т.е. в 4 раза меньше. Ты думаешь, что моя прибыль уменьшилась в 4 раза? Падение составило в среднем всего 10-20%. Это возможно только в бизнес-системе, а не в самозанятости! В самом деле, попробуй-ка, если ты — частный мастер (любого ремесла) уменьшить количество времени, которое ты уделяешь работе, в 4 раза. Что тогда будет? Правильно, твой денежный поток снизится примерно в эти же 4 раза.

Поэтому я тебе советую строить свой бизнес как бизнес-систему, а не как форму самозанятости. Большой плюс тебе, если ты сможешь заменить продавца или другого своего сотрудника, или сможешь контролировать качество его работы (а для этого надо иногда быть компетентнее его). Это очень сильно будет помогать. Но прицел должен быть на то, чтобы уходить от этого и высвободить себя для той работы, которую можешь делать только ты — организовывать бизнес-процессы, развивать свой бизнес.

Поэтому, возможно, имеет смысл поработать продавцом в своём магазине только поначалу — пока не будут ясны перспективы относительно твоего проекта. Например, поставил себе срок — «через два месяца я должен выйти на такой-то размер выручки, в этом случае я буду считать, что мой проект имеет перспективы… в этом случае я начинаю искать продавца и т.д..»

Пару лет назад я платил каждому продавцу примерно по 4,5 тыс. рублей в месяц, при графике 2 на 2, при 10-часовом рабочем дне. Если продавец по каким-то причинам не мог выйти на работу, то я просто закрывал точку на этот день, потому что мне это было выгоднее, чем самому выходить работать за прилавок — я потеряю целый день, получив за это всего 300 рублей, но оторву себя от другой, более важной работы — закупок, планирования, ведения отчётности и т.д.!

Твоё время, скорее всего, стоит намного дороже, чем 30 рублей в час. По крайней мере, когда ты начинаешь бизнес, хочешь ты гораздо большего, правда? В любом случае, поначалу бывает трудно оценить важность времени. Потом ты начнёшь ощущать, насколько оно ценно, но лучше начинай готовиться к этому уже сейчас — к тому, чем бы ты не занимался в своём бизнесе… тебе не будет хватать времени!

Таким образом, моё мнение по поводу «надо ли досконально знать продукт, который собираешься продавать» такое:

— всё индивидуально и зависит от товара. Потребительские товары, как правило, стандартизированы и не требуют специальных знаний. Тут можно просто нанять продавца, уже имеющего опыт продаж такого товара. Специфический и технически сложный товар — обязательно требует внимания к себе и определённой компетентности от ВСЕХ сотрудников, не только продавцов.

По поводу того, выгодно ли самому вставать за прилавок в своём бизнесе:

— допустимо на начальном этапе раскрутки, но неприемлемо в принципе, т.к. это помешает создать «масштабируемую» бизнес-систему.

Это моё сугубо личное мнение и касается только розничных продаж. Возможно, когда-нибудь я начну думать по-другому. К тому же отдельный разговор про оптовые продажи будет далее.

P.S. Если же вас интересуют другие кроме бизнеса способы создания собственного капитала с нуля, то я готов поделиться с вами своим опытом. Я, работая в офисе, в 2005м году поставил цель — создание капитала, приносящего пассивный доход. В 2010м году я оставил офис и с тех пор занимаюсь инвестициями. Если это вам интересно — посмотрите, чем я могу вам помочь.

Продолжение.

Ещё записи по этой теме:

Чем зарабатывать на жизнь в провинции или как стать богаче, получая зарплату в два раза меньше «московской».

Работа на себя. С чего начать. Часть 1 — Чем торговать?

 

7 комментариев на “Работа на себя. С чего начать. Часть 2 — нужно ли самому вставать за прилавок и разбираться в товаре?”

  • .:

    Зqpавствуйme! Bac uнтepecyюm клиeнтcкuе 6aзы qанныx?

  • Александр:

    Здравствуйте, Артём! :)
    Вот Вы пишете:
    «Поэтому я тебе советую строить свой бизнес как бизнес-систему, а не как форму самозанятости.»
    Почему теперь Вы перестали заниматься именно бизнесом, который автоматизирован и занялись самозанятостью, которая отнимает время? Я говорю о написании статей и о предложении ваших услуг по бухгалтерии.
    И если аутсорс-бухгалтерия теперь Ваш новый бизнес, то что произошло со старым, почему он исчез?
    Спасибо! :)

    • 1) Я перестал заниматься розничными продажами, потому что (причин много, но они — просто разные названия одного и того же):
      — надо было очень много работать :)
      — отдача меня не устраивала
      — постепенно я понял, что администрирование розничных продаж в офф-лайновых магазинах мне вообще не нравится
      — я начал ездить в Тайланд, и администрировать розничные магазины на расстоянии 10 тыс.км. оказалось невозможно (хотя я и думал, что могу заниматься работой).
      2) Статьи я пишу на некоммерческой основе и так до сих пор и не взялся за монетизацию моего писательского таланта потенциала (много просто черновиков статей написано и ждут своего часа, но мне чего-то не всегда хватает мотивации этим заниматься). Каждый год подступался к этому, но каждый год опускал руки. Поэтому написание статей — это хобби, или даже потребность моя.
      3) Предложение услуг по бухгалтерии — это как раз тот случай, про который написано в статье. Я сам — не бухгалтер, но в компании работают настоящие квалифицированные бухгалтера.
      4) Самозанятость вообще, если просто в принципе, это не плохо, если:
      — занимаешься любимым делом. Т.е. занимаешься тем, что тебе нравится и ещё и получаешь за это деньги.
      — понимаешь и осознаешь, что занимаешься не бизнесом (хотя, если даже и не осознаешь, то это не страшно, в общем-то)
      Я иногда действительно больше похож на самозанятого сотрудника, чем на предпринимателя. Иногда потому что влезаю во что-то интересное, а иногда от необходимости :)

      • Александр:

        Спасибо большое за интересный ответ! Есть над чем подумать =)
        Судя по всему Вы занимались предпринимательством не от азарта быть в бизнесе (в котором, как вы говорите, приходится очень много работать), а скорее от необходимости найти хорошую прибыль вместо банальной ежемесячной зарплаты. Но Вы судя по всему человек творческий и разносторонний, а творчество не терпит большой спешки, в которую бизнес вгоняет человека. Скорее бизнес вгоняет в одностороннюю рутину, которая не всем по душе. Тем более, как я читал, Вам хочется жить в более спокойной обстановке, чем в мегаполисе.
        В общем, мы в этом с Вами схожи)) И это представляется для меня проблемой, потому что я тоже склонен к творчеству и уходу от суеты. Вероятно идеальным вариантом был бы интернет-магазин, торгующий виртуальными товарами, где в конечном итоге не требуется ежедневное администрирование и физическая доставка товара к клиенту; где всё автоматизировано и можно быть хоть в Тайланде =)

Оставить комментарий

Я не робот.

Обновления блога


Подпишитесь на мой блог! Введите Ваш email:

Доставляется FeedBurner