Как создавать шедевры. Монетизация творчества.

Меня всегда занимал один феномен.

Делаешь что-то шутя, мимоходом, а получается классно — розыгрыш, песня, музыка, работа. Пытаешься сделать великое — получается монументальное унылое г…но.

Когда-то у нас с друзьями была музыкальная группа и мы, естественно, сочиняли свои песни, музыку. Ещё с тех пор помню, что лучшие вещи придумывались спонтанно, в ходе импровизаций, при этом всем было очень весело. Некоторые из таких спонтанно написанных песен, я знаю, до сих пор где-то поют, потому что… они сделаны по приколу, от души, так сказать.

Периодически думал над этим, и за годы наблюдений и размышлений я пришёл к мысли, что лучшие вещи рождаются легко, и приносят радость в процессе их создания, а результатом упорного труда становится добротный, старательно созданный продукт, иногда поражающий воображение какой-либо отдельной гранью (бюджетом, размером и т.д.), но бездушный. Точнее продукт, не вызывающий в сердцах людей того отклика, который ожидается создателями.

Я подумал лишь 5 минут и сразу насобирал кучу примеров. Пройдёмся по верхушкам:

«Утомлённые солнцем-2″ (фильм Михалкова): изначально окруженный ореолом пафоса, вокруг которого нагнетали нешуточный ажиотаж, рекордный бюджет для российского кино. в конце-концов, как решили создатели, это ни больше ни меньше, а «великое кино о великой войне». Что получилось? Старательно состряпанный, вымученный, грандиозный кусок нелепого месива.

Что характерно, он провалился ещё и в коммерческом плане. Между тем, как мы знаем, есть много примеров создания хороших фильмов, которые могут быть коммерчески успешны.

«yesterday» — знаменитая песня Битлз, считающаяся лучшей песней 20го века, изначально была про яичницу. Цитата из википедии:

лучшей песней XX столетия[2]. Согласно книге рекордов Гиннесса, на эту песню было сделано больше кавер-версий, чем на любую другую из когда-либо написанных: с 1965 по 1973 было записано 1186 кавер-версийYesterday[3], а на 1986 — около 1600 версий[4]; в 2003 сообщается также о количестве версий более 2500[5].

Первый текст, наскоро придуманный на мелодию, содержал слова «Scrambled eggs, Oh, my baby how I love your legs…» («Яичница-болтушка, о, милая моя, как мне нравятся твои ножки…»), поэтому шуточным рабочим названием песни было Scrambled Egg.

«Гражданин поэт». Нашумевший дуэт Ефремова и Быкова, который начинался как шутейный междусобойчик:

«Вообще, изначально мы делали все это чисто для прикола и чисто для своих. Никаких миллионов зрителей в интернете не планировали. Почему это так поперло, я до сих пор не пойму», — рассказал Васильев.

Или вот ещё:

То есть такой капустник?

— Это была шутка для своих, которая вдруг капитализировалась. Что очень приятно, конечно. Могу точно сказать: то, что делаешь левой ногой, не рассчитывая ни на какой успех, — вот такое обычно и получается. «Гражданин поэт» — абсолютный пример. Все, что происходит вокруг него, для нас неожиданно совершенно. Другое дело, что мы уже почти к году приближаемся, привыкли. Но несколько месяцев назад были просто, как сейчас модно говорить, в шоке.

Успех вашего проекта — свидетельство, что стихи по–прежнему читают?

— Я думал, найдутся ну 10–15 тыс. интересующихся, не более того, и меня обрадовало, что их оказалось такое количество. Потом меня радует, что, когда выходит очередной ролик, люди в ответ пишут свои стихи, предлагают варианты. Это замечательно…

Сериал «Улицы разбитых фонарей» пару лет имел успех — до того, как превратился в унылое г..но. Сейчас известно, что Рогожкин этот фильм создавал по приколу и совсем не ожидал, что из него можно будет сделать такой успешный (на какое-то время) продукт.

Успех фильма «Брат» оказался неожиданным для Балобанова. Между тем, съёмка этого фильма обошлась ему всего (!) в 10 тыс. долларов! На волне этого успеха он снимает «Брат 2″, теперь уже основательно подготовившись и раздув бюджет в 100 раз — до 1 млн. долларов. 2й фильм, несмотря на популярность (фильм растащили на цитаты, чего только стоит часто употребляемая мною «молодой человек, мы гусские, не обманываем друг друга!«), всё-таки оказался убыточным — фильм принёс создателям всего 600 тыс. долларов. Спустя годы, собравшись с силами, Балобанов опять попытался повторить прежний успех и снял «Жмурки». Если посмотреть это кино, то становится очевидно, что его создатели не получали удовольствие от его создания, фильм категорически уныл, как и всё, что создается старательным копированием или вымучиванием определённого результата.

Отличнейший фильм «Мама не горюй» побудил создателей продолжать успехи и снять унылое «Мама не горюй 2″. В общем-то такое явление мы можем видеть почти со всеми сиквелами, не только в российском кино. Правда, бывают и исключения — «Терминатор 2″, например :)

Песня группы «Авария» про Новый Год. Мы видим, насколько легка эта песня и как она действительно создает новогоднее настроение. Эта песня прописалась на российских новогодних вечеринках, возможно, на долгие годы. В качестве антипримеров можете взять любую другую попсовую песню про Новый Год — натужные, приторно-слащавые творения. Каждый год большинство исполнителей нет-нет да и пытаются создать новогоднюю песню. Я когда-то из любопытства вёл счёт таким песням. У меня получилось за 20. Смотрите, сколько людей (это как минимум) пытались создать новогоднюю песню, а получилось только у Аварии.

Вообще всё творчество группы «Авария», на мой взгляд, есть один большой пример, когда люди кайфуют от того, что они делают. Сразу говорю, что я не их фанат, но эта лёгкость в их песнях не может не чувствоваться любому, кто захочет ознакомиться с их творчеством.

Пётр Налич совершенно неожиданно стал знаменитостью, выложив на YouTube шутливый ролик, с записью своей песни, сделанный самостоятельно (!).

Перейдём к бизнес-примерам.

Как была создана известная компания по производству жевательной резинки wrigley:

Жевательную резинку давали бесплатно впридачу к мылу, которым вначале торговала эта компания, однако на резинку возник такой спрос, что компания полностью переориентировалась на производство жевательной резинки и производит ее до сих пор!

Евросеть — Чичваркин создавал компанию, руководствуясь только своими представлениями о том, как должен выглядеть бизнес по продаже сотовых телефонов. Хорошо известна его эпатажная манера ведения дел, громкие рекламные акции Евросети (разденься за телефон и т.д.). Так вот, он вёл так дела не потому что так выгодно, а потому что он сам по себе такой человек и по-другому вести дела просто не умеет. В одном из интервью он признался, что в силу своей расп….дяйской натуры он не способен был создать что-либо ещё, кроме того, что у него получилось. Т.е. факт — чувак делал то, что ему нравилось, то, что он считал нужным делать без оглядки на кого-либо. Результат — видим, точнее, видели все.

Сейчас, без Чичваркина, надо признать, Евросеть уныла чуть более чем полностью — ни тебе низких цен ни громких акций.

Фейсбук и вКонтакте совсем не замышлялись как бизнес-проекты, а всего лишь как сети для общения студентов одного единственного (в самом начале) университета.

Я намеренно не привожу примеры из науки. Несмотря на то, что многие открытия были сделаны случайно, особенно в биологии, химиии и физике, географии, им, как правило, предшествует большая, кропотливая работа, длящаяся иногда столетиями. Кропотливая, многолетняя работа и подготавливает эти будущие внезапные озарения.

Менделеев поэтому часто раздражался, когда окружающие спрашивали его о его таблице, которую он увидел во сне. Его раздражало то, что люди думают, что это так просто — увидел что-то во сне и бац! сделал открытие, стал знаменитостью. А то, что он несколько лет до этого упорно искал решение, никого не интересует. Возможно, если бы он столько лет до этого не думал о проблеме систематизации химических элементов, то эта таблица никогда бы ему и не приснилась.

Также есть и другие области, в которых указанный мною феномен не проявляет себя или проявляет слабо — например, чтобы выучить английский язык или накачать бицепсы недостаточно вдохновения, нужно приложить усилия на достаточно ощутимом промежутке времени, что, вероятно, может вызывать дискомфорт.

Тем не менее, если вы — представитель творческой профессии (писатель, фотограф, музыкант и т.д.), то, возможно, лучшей тактикой для вас будет являться именно такая — делать то, что нравится, не ожидая монетизации не только сейчас, но и вообще когда-либо. Создание шедевра и его оценка окружающими могут быть сильно разнесены во времени.

Итак, есть ли методика создания шедевров или творчество невозможно подчинить плану? И да и нет.

Очевидно, что бесполезно тратить силы на создание шедевра, скорее всего вы станете старательным ремесленником, создающим, может даже вполне добротные, но не оригинальные произведения.

Если и есть методика создания шедевров, то она, скорее всего, заключается в том, чтобы ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ПРИНОСИТ УДОВОЛЬСТВИЕ СЕБЕ САМОМУ без оглядки на стандарты, идеалы и стереотипы, существующие в отрасли.

Оригинальные вещи создаются таковыми часто потому, что их авторы не знают, как надо правильно создавать хорошие работы, а делают так, как им подсказывают их собственные вкусы.

Из свеженького.

Чувак с дества любил рисовать шариковыми ручками и делал это без всякой задней мысли до тех пор, пока одна из его работ не взорвала интернет.

Всякий может нарисовать портрет по фото, но шариковой ручкой… Это-то и понравилось людям.

Тем не менее, желание монетизировать своё творчество может привести вас к непростому выбору. Надеяться зарабатывать своим творчеством на стабильной основе можно как раз только в случае копирования успеха других людей — «я сделаю так же, но подешевле». Это может гарантировать вам какое-никакое обналичивание ваших способностей, но, скорее всего, не позволит создать вещь, действительно затрагивающую сердца людей.

И наборот — у вас больше шансов задеть чувства людей, если вы создадите что-то СВОЕ, неповторимое, что, возможно, позднее и назовут шедевром.

Два этих пути редко пересекаются — штампуя поделки в угоду доминирующим в данный момент вкусам, вы лишаетесь вкуса своего, а значит, теряете шансы создать оригинальное произведение.

Например, вы офигительно талантливый музыкант, но до тех пор, пока весь мир об этом не узнал, вам придётся играть в кабаках «Владимирский Централ» или что-нибудь в этом духе — то, что стабильно пользуется популярностью или вообще — работать в кочегарке или сторожем.

При этом надо отдавать себе отчёт в том, что известность может никогда и не наступить и морально надо быть готовым всю жизнь (!) проработать в ресторанах, т.е. «ремесленником». К этому надо быть готовым, чтобы не питать иллюзий и не делать опрометчивых решений.

Вы можете быть отличным портретистом и рисовать за деньги на улице, но если вы рассчитываете на что-то большее, то вряд ли эта деятельность вам поможет создавать шедевры, которые принесут вам славу.

Есть ещё одна плохая новость для тех, кто собирается создавать шедевры. Быстрота смены вкусов на фоне скоростного обмена информацией в современном мире, сделала невозможным использование своего успеха какое-либо длительное время. Почивать на лаврах не получится.

Времена долгоиграющих «нетленок», когда песни или исполнители оставались популярными по несколько десятков лет, увы, прошли. Сегодня у твоего ролика миллион просмотров на YouTube, а завтра о тебе уже никто не помнит, и поделать с этим ничего нельзя — очень трудно обналичить двухдневную популярность.

А теперь хорошая новость. Как это часто бывает, это продолжение плохой новости :)

Стать знаменитым сегодня гораздо проще — интернет сделал возможным моментальный успех. Уже не нужно пробиваться тернистой дорогой знаменитостей века прошлого. Вам уже не обязательно приезжать в Москву и прозябать в ней, дожидаясь, пока на ваше творчество обратят внимание, а вы можете просто продолжать жить там, где живёте, заниматься тем, чем занимались. Если вы создаёте действительно оригинальные вещи, рано или поздно, люди заметят вас, и вы в одночасье станете знаменитостью. К этому надо быть готовым, чтобы выжать из своего успеха максимум.

Чтобы запустить эту машину молниеносного успеха, вам надо всего лишь почаще делиться с людьми своими творениями, а сейчас лучше всего это делать через интернет.

Поэтому заключительная рекомендация могла бы звучать так:

Не дёргайтесь и не преувеличивайте значение своего творчества, не старайтесь создавать шедевры, делайте то, что вам нравится, главное — не забывайте делиться этим с другими людьми, и когда-нибудь вы будете оценены, а тогда уж варианты монетизации вашего хобби или творчества обязательно найдутся — возьмёте учеников, выпустите книгу, дадите несколько семинаров/лекций/концертов.

Удачи в создании шедевров!

P.S. Неожиданная знаменитость. Рецепт прост — будь собой:

P.S.S. Программист стал миллионером, занимаясь любимым делом.

2 комментария на “Как создавать шедевры. Монетизация творчества.”

Оставить комментарий

Я не робот.

Обновления блога


Подпишитесь на мой блог! Введите Ваш email:

Доставляется FeedBurner