Сериал «Рим».

Кто такой Юлий Цезарь? Чем он был знаменит кроме того, что спал с Клеопатрой?
Средний человек вряд ли сможет сказать что-нибудь по этому поводу. А ведь мы все учились в школах, и должны были бы знать не только ответ на этот вопрос, но и на многие другие: кто был до Цезаря? Почему его убили (про это тоже не все знают)? Кто был после него?

Между тем Юлий Цезарь дал наименование не только летнему месяца «июль», но таким словам как «царь», «кайзер», которые, по сути, произошли от слова «Цезарь».

Это вопрос даже не из разряда того, кто как учился в школе. Просто человек не любит учить то, что ему неинтересно и такие знания подвергаются забвению.

Я до сих пор помню эти цепочки уравнений по химии с проставлением валентности элементов над их названиями, но не помню, что и как рассчитывается Нафига мне это? Нафига это большинству людей в современной жизни?

Так вот, иногда просмотр интересного фильма может дать больше знаний об истории, чем долгие часы зубрёжки. Но каких знаний! Эти знания нужны не кому-то там (учителю, вашим родителям), а вам! Это может быть настолько интересно, что вы сами захотите узнать что-нибудь на интересующую вас тему.

Определённо, этот сериал из такой категории фильмов, которые могут заменить собой уроки истории. Только наличие многочисленных сексуальных сцен и сцен насилия не позволяет мне рекомендовать этот фильм школьникам всех возрастов.

Мне очень нравится метод освещения исторических событий путём изображения самих исторических личностей, а иногда и выдуманных персонажей (которые в этом фильме присутствуют, что только делает кино интереснее).

Итак, о фильме.

Немногие знают, что означает выражение «посыпать голову пеплом». В этом фильме этот процесс показан очень наглядно и доходчиво. Этот ритуал меня поразил до глубины души.

Цицерон. Мы тоже что-то слышали об этом человеке на уроках истории, но вряд ли сможем сказать, чем он занимался и почему стал знаменит. В данном фильме хорошо показана его роль в истории Рима.

Насилие.
На мой взгляд, насилия тут много, но, видимо, как раз столько, сколько его было в те времена. Отрубание голов, отрезание рук, пронзание человеческих тел разными видами холодного оружия и в разных местах. Всё как полагается. Холодное оружие — самое распространённое оружие как убийства, так и самоубийства. Нам трудно поверить, что человек может сам воткнуть себе меч в грудь, перерезать себе горло, но в этом фильме вы увидите, что, оказывается, это гораздо проще, чем кажется.
Несмотря на то, что смерть от ядов менее болезненна, смерть от холодного оружия по меркам того времени была более благородна.

Самоубийство как почётный вид ухода из жизни практиковалось повсеместно.
Вот представьте, что в вашу квартиру ломятся разбойники. Вы бы стали убивать себя и свою семью для того, чтобы не достаться бандитам? Вряд ли.
А вот гордая римская семья вполне может себе такое позволить, причём это принимается всеми как само собой разумеющееся.
Например, в этом фильме есть сцена, где мать раздаёт указания, кого и как умерщвить в то время как в двери ломится толпа рассерженных маргиналов. Все домашние без особых возражений приготавливаются к смерти, и это выглядит так обыденно, как будто они каждый день к этому готовы.
Вот именно ощущение, что они каждый день к этому готовы и отличает современного человека от людей древности. Возможно, современный человек чересчур нагрузил свою жизнь страхом смерти? Важность собственной жизни, постоянный страх за неё в течение жизни у современного человека не даёт ему сполна наслаждаться жизнью.

В те времена более важно было каким образом человек умирает — достойно или недостойно. Вот что больше всего беспокоило людей. Т.е. на протяжении всего фильма чувствуется философское отношение к смерти у всех людей того времени — даже в тех случаях, когда у человека есть возможность спастись бегством и сохранить себе жизнь, они часто выбирают «достойную» по их понятиям смерть.

Думаю, при просмотре этого фильма надо обратить внимание на это и, если можно, проникнуться этим — более лёгким отношением к своей жизни и последующей когда-то смерти. Эта картина поможет вам с этим:)

Сражения и военная сторона.
Тут я весьма разочарован. Батальных сцен очень мало. Конечно, любая массовка с участием тысяч людей весьма дороговата, но сейчас есть такие технологии, что мне кажется, что это уже грешно — избегать съёмки крупномасштабных батальных сцен.
Отсутствие хороших сцен сражений, на мой взгляд, главный недостаток фильма.

Сексуальные сцены.
О, этого добра тут навалом! Каждая серия содержит сцены сексуального характера, причём не всегда это выглядит привлекательно и красиво. Интересно, что часто это происходит при свидетелях.
Например, если всё происходит в богатом доме, то в комнате постоянно находятся рабы, которые не только наблюдают за происходящим, но и готовы в любой момент чем-нибудь помочь.
Если речь идёт о совокуплении высших лиц государства и брак имеет большое политическое значение, то первая брачная ночь, видимо, вообще происходит в присутствии большого количества свидетелей — политиков, жрецов, ну и просто тех, кто пришёл позырить.

Вот, например, ситуация того времени.
Атия спит с Антонием, который периодически имеет разных рабынь, а затем Антоний женится на дочери Атии — Октавии. Октавия уже была ранее замужем, но её мать развела дочь с мужем, чтобы выдать дочь за Помпея Великого, чтобы укрепить свои пошатнувшиеся позиции в римском истеблишменте. Бывшего мужа Октавии пришлось убить, чтобы он не мешал последующему браку его бывшей жены с Помпеем. Мужа Октавии убил Тиман — порученец Атии по особо важным делам, который периодически тоже спит со своей госпожой (Атией).
Весело, правда?

Мои симпатии.
Тит Пуллон. Простой солдафон-вояка, тем не менее, весьма харизматичный и интересный персонаж. Жалко, что он выдуманный для этого фильма. Но вот его отношение к жизни очень интересное, искреннее что ли. Несмотря на то, что он туповат, тем не менее, глядя на него его можно назвать в большинстве случаев счастливым человеком.
Помпей Великий. Как ни странно, но этот персонаж у меня вызывает сочувствие. Великий полководец, профессионал своего дела оказался втянут в политические игры, для которых он был совсем неприспособлен.
Юлий Цезарь как человек не вызвал у меня никаких особых чувств. Надо признать наличие у него недюжинного ума, но нельзя сказать, что этот человек располагает к себе наличием каких-либо выдающихся качеств. В основе его отношений с окружающими всегда лежит расчёт, что, возможно, неплохо для политика.

Антипатии.
Брут. Если он действительно был такой, каким он изображён в фильме, то это довольно мерзкая личность. Кстати, чем-то он похож на нашего Панина, который прославился тем, что бил женщин.
Сервилия. Вот на первый взгляд кажется, что они с Атией одного поля ягоды — обе змеюки такие. Но Атия — более искренна в своих злодействах — она верит, что делает всё правильно. Сервилия же — гораздо более коварна и хитра, желает именно зла, признаётся в этом и не стесняется этого. К Атии же надо относиться именно как к змее — что делать, если змея так устроена — жалить. Надо просто избегать её, по возможности, но ненавидеть змею за то, что она так устроена — глупо.
Октавиан. Напоминает мне Сталина. Расчётливый, хитрый, злопамятный.
Цицерон. Тут его изобразили не в самом лучшем виде. Возможно, он был не таким, но в фильме он показан малодушным приспособленцем, который, как флюгер меняет своё направление с каждым новым порывом ветра. Такой человек должен рано или поздно нажить себе врагов.

Фильм, на мой взгляд, удался.
Советую посмотреть — и интересно и полезно.

11 комментариев на “Сериал «Рим».”

  • Olly:

    А, как по мне, так за все 2 сезона единственным героем, который вызвал явную симпатию, был Марк Юний Брут. По крайней мере, его от других персонажей отличало наличие совести: совершил один раз (всего один) подлость и до конца жизни не мог себе её простить.

    Наибольшее же омерзение оставил Марк-Антоний. Просто быдло и гопник, имеющий все, что движется.

    Сервилия — второй персонаж сериала, который вызвал жалость, так как её боль и внутренняя драма были понятны и близки. Она именно доведена до такой жизни злом, причиненным извне. Она мстит. Именно то, что она понимает разницу между добром и злом и знает, что будет совершать великое зло, мне в ней нравятся. Те, кому она это зло причинила, вполне его заслуживали.

    • Как точно вы сказали про Марка Антония! Действительно, быдло, гопник. Как он беспечно хамит и грубит всем налево и направо.
      По Бруту как раз для меня это выглядит так — человек выбрал не свой путь, живёт не свою жизнь. Это его преступление перед собой и перед остальными — он живёт «не честно». Звучит мутно, но вдруг меня кто-нибудь поймёт. Если бы он не сомневался в своих действиях, то именно тогда он бы вызвал у меня больше симпатии.
      К тому же, Брут совершил подлость два раза — сначала предал своего дядю (Цезаря) — это первый раз. Его простили. Затем он этого же человека предал второй раз — когда участвовал в заговоре и убийстве (!) Цезаря. И это только в отношении одного Цезаря! Если мы проанализируем его взаимоотношения с другими героями, то уверен, найдём ещё несколько примеров его подлости.
      Между тем, как Атия, очевидно, проживает «свою» жизнь, гармонично. Подлости в ней ни на грамм. Она — змея, ужасная и отвратительная. Но она — такая как есть. Т.е. мы хвалим её и не завидуем её жизни, как мы не завидуем жизни змеи — есть свои плюсы, но есть и свои минусы :)
      Сервилия же совершала подлости. Она предала даже тех людей, которые ей искренне доверились и помогали ей — Октавия, например. Я сейчас не помню, но по-моему, она подбиралась и к Октавиану.
      Атия же приятный враг — прямолинейна, агрессивна, но как на ладони. Сервилия — такая может пожертвовать десятками невинных, лишь бы добраться до своего обидчика.

      Ваш комментарий всё равно заставил меня задуматься. Даже захотелось снова пересмотреть :)

      • Olly:

        Спасибо за ответ! Рада, что по Марку-Антонию мы с Вами сходимся. Еще полностью соглашаюсь с Вами в оценках Цицерона и Октавиана (просто антидуша).

        Почему Цезаря Вы называете дядей Брута? Он любовник его матери, не более того. Когда Брут первый раз предал Цезаря? Когда принял сторону Помпея? Но он поступил так, как того требовал его долг потомка отца основателя республики, потому как Цезарь вел себя антиконституционно. Он выбрал долг, а не дружбу. Считать ли это предательством? Зато мать Брута, оставшись в Риме, наплевала на свой долг перед семьей (прямо как пела Пиаф в великой песни: «Я отрекусь от друзей и Родины, если ты того попросишь»). И что она получила?

        Под подлостью в отношении Октавии Вы конечно имеете в виду её склонение к инцесту? Да, это страшный момент. Но заметьте, Сервилия всего лишь подтолкнула некоторые события, так как нездоровый интерес брата к сестре просто бросался в глаза. И потом она, заказав отравление Атии, настрого запретила причинять хоть какой-то вред Октавии, хотя та уже давно от неё отвернулась. К Октавиану Сервилия подбиралась только, когда склонила к инцесту с ним его сестру. Больше никак. Сервилия не вызывает у меня какой-то симпатии или восхищения (разве что тем, что смогла сколотить заговор, который повернул весь ход мировой истории). Но мне понятна первопричина, которая сделала её такой. Я понимаю всю величину её боли, отчаяния и унижения. И люди, которые являются виновниками этого, получили то, что они заслуживали — и Цезарь свое отгреб, и племяша его под конец (когда поняла, какого монстра породила их преступная семья, и сама тому ужаснулась).

        • Я почему-то подумал, что Брут связан с Цезарем чем-то большим, по крайней мере, складывается впечатление, что они имеют хорошие партнёрские и даже дружеские отношения. Брут не подошёл к Цезарю, сказав «извини, ты ведёшь себя неконституционно, я вынужден стать в оппозицию к тебе», как было не подло. А он малодушно ТАЙНО присоединился к враждующей партии. Была ли у них дружба? Вряд ли. Но совершенно тоно, что Брут пользовался особым расположением к нему Цезаря и до первого предательства и после. Это первое, что характеризует, на мой взляд, Брута.
          Далее, меньше всего бы мне хотелось, что мои друзья пропускали нашу дружбу через фильтр «конституционности» или ещё что-то и потом ТАЙНО и неожиданно — например, побежит доносить на меня куда-нибудь и т.д., считая, что выполняет свой какой-нибудь долг. Это подло.
          Насчёт подлости Сервилии да, я имел в виду, как она использовала для достижения своей цели ни в чём не повинных людей.
          Унижение Сервилии, на мой взгляд, следствие её непомерной гордыни. Ну разлюбил Цезарь, ну и чего такого :)

          • Olly:

            Рада продолжать беседу. Что Вы считаете честным и порядочным поступком в отношении Брута? Когда это он должен был придти к Цезарю и сказать, что тот себя ведет антиконституционно? Когда тот приближался к Риму? Брут оказался переда выбором, чью сторону принять, когда сенат покидал город. Он сделал выбор. Почему Вы его считаете «тайно присоединившимся к врагам»? И Вы же помните, какое имя этот человек носил. Он всегда все свои поступки вынужден был с ним соотносить. Он считал,что его отец и отец его отца поступили бы именно так — выбрали бы защиту интересов Республики выше любой дружбы.

            «Унижение Сервилии, на мой взгляд, следствие её непомерной гордыни. Ну разлюбил Цезарь, ну и чего такого :)»

            Ну, только не обижайтесь, но сразу видно, что это писал мужчина)))

            «Ну, разлюбил, ну что такого — нового найдешь». А не подскажите, почему «разлюбивший » её Цезарь тогда залезает к ней в постель? Нафиг ему это надо? Разлюбил — так ОТКРЫТО и скажи. Кто тогда тебя осудит? Не ложись в постель, не клянись, что никогда не оставишь. Сервилия с тревогой ожидала встречи с ним и хоть и с ужасом, но была к такому повороту готова. Но получилось-то по-другому. Скажите, Вы реально считаете поступок мужчины порядочным в этой ситуации? Напомню, что после появления непристойных картинок история стала достоянием общественности, то есть и жена, и любовница были публично унижены (а вот мужчина — нет). И вот так вот, бросать женщину в подобной ситуации, спасая свою карьеру, — вот это очень-очень подлый поступок. Такие вот субъекты преспокойно бросают беременных девочек, когда отношения начинают угрожать их карьерным планам. Один типаж.
            Так что Цезарь вполне по заслугам отгреб. Потому что надо сначала думать — а потом в постель укладываться. А если уж улегся, то вести себя там порядочно. По крайней мере, уходить без мордобоя.

          • И я рад — всегда интересно поболтать с тем, кто не только в теме, но ещё и имеет своё мнение :)
            Мне кажется, что единственный критерий, который у меня остаётся для обвинений Брута, это то, как бы лично я расценил его поступок. На месте Цезаря я бы его так и расценил, как Цезарь — как предательство.
            Хотя, с точки зрения интересов республики, я соглашаюсь, что он поступил, возможно, правильно, или по-честному, в нашем контексте. Т.е. всё зависит от того, на чьей стороен я нахожусь. Это как синдром «шпионов и разевдчиков» — слово «шпион» позорное, а «разведчик» — гордое. Мы называем шпионами чужих разведчиков, а они наших разведчиков шпионами :)
            С точки зрения государственных интересов, Брут поступил логично и правильно. С точки зрения отношения к Цезарю — предал (ну, имеется в виду, так будет считать Цезарь).

            Да, это писал мужчина :)
            Цезарю, как и любому мужчине, действительно не нужна никакая любовь, чтобы залезть в постель к женщине. Будем считать, что вопрос «нафиг ему это надо» — риторический.
            Поступок Цезаря как мужчины считаю непорядочным, нечестным и несправедливым в отношении Сервилии, но при чём здесь куча ни в чём не повинных людей? Унизила её фактически Атия, растиражировав рисунки. Ни и самое главное — на Сервилии лежит равная ответственность за их связь, ведь она в ней участвовала добровольно, почему она должна стыдиться или удивляться появлению рисунков?

            А вообще забавно и интересно, как люди могут видеть одну и ту же ситуацию по-разному :)

  • Olly:

    Спасибо, и мне всегда приятно обсудить с умным человеком недавнепросмотренное кино. Интересная дискуссия получается, тем более))

    По поводу Брута. Сразу скажу, что никак не оправдываю главное его «деяние». Оно отвратительно мне хотя бы потому, что он участвовал в убийстве человека, который ему сохранил жизнь, когда имел все основания для того, чтобы её отнять. Но есть некоторые нюансы и здесь, которые не позволяют этого героя записать в негодяи. Например, так ли уж был искренен Цезарь, когда так любезно принимал его после поражения? Он же просто хотел их вместе с Цицероном сделать «вечно обязанными» и использовать в своих целях! Что дало Бруту толчок для участия в заговоре? Просто он понял, что Цезарь его не любил, а по полной использовал. Ну, и опять же, Брут всегда был в какой-то степени заложником своего имени. Он считал своим священным долгом защиту Республики. Все это нужно учитывать, когда судим данного человека.

    Поступок Цезаря как мужчины считаю непорядочным, нечестным и несправедливым в отношении Сервилии,

    Ну славу Богу! Сразу от сердца отлегло. А то испугалась, что будете его защищать как «коллегу по цеху». Рада, что ошиблась!

    , но при чём здесь куча ни в чём не повинных людей?

    А я разве писала, что одобряю все то, что натворила Сервилия? Я просто говорю, что мне её жаль, что понятна первопричина, которая привела её к совершению разных аморальных действий. Всех остальных героев (от Цезаря до Цицерона) на совершение подлостей толкала жажда власти, её же — безумная любовь. Потому что ясно, что испепеляющая ненависть является производной от сексуальной страсти и любви к мужчине, у которых теперь нет нормального выхода. У неё попросту остался с этим человеком один контакт — через ненависть и боль. Отсюда и навязчивая идея уничтожения Цезаря. В психологии известный феномен — если есть какой-то предмет, которым не можешь обладать, то надо либо его забыть, либо уничтожить. Забыть не получилось. Остался второй вариант. A kind of obsessive love. С Атией же все проще — чистая месть за разбитое счастье.

    Ни и самое главное — на Сервилии лежит равная ответственность за их связь, ведь она в ней участвовала добровольно, почему она должна стыдиться или удивляться появлению рисунков?

    Не поняла логику. Я совершенно добровольно занимаюсь сексом, а Вы меня без моего ведома снимаете скрытой камерой и выкладываете это в интернет. Я считаю себя униженной. Виновата ли я в этой ситуации? Ведь я же добровольно легла в постель))

    И по этой логике ситуацию спровоцировала та же жена Цезаря. Это же она до момента публичного скандала смотрела на похождения мужа сквозь пальцы. Нужно было сразу разводом угрожать, а не потом сцены закатывать.

    • Ага, понятно.
      Пример с сексом и скрытой камерой меня развеселил, признаю, пример понятный и удачный :)
      Насчёт женских разборок дел сердечных мы можем согласиться на том, что и Сервилия змеюка и Атия змеюка, можно обсуждать степень и вид их «змеючности», но они всё равно принадлежат к виду «змей» :) Как вам такая трактовка?

      Мы вот у Брута поступки разбираем, а я ловлю себя на мысли, что он вообще, в целом, как и Цицерон производит впечатление подлеца :)
      Брут для меня чисто эмоционально — подлец… по характеру. Он какой-то сомневающийся, неуверенный, его легко можно уговорить, склонить на свою сторону, запугать. Вот сравнить с Антонием — ещё одним мерзким типом. Антоний отвратителен, но не подлец (ума маловато). Или сравним с Титом Пуллоном. Тит Пуллон натворил гораздо больше злодейств (убийств), чем Брут, но он делает это «искренне», при совершенной уверенности, что так и надо, не сомневаясь, не меняя свои принципы и оценки на следующий день.
      Т.е. для меня вопрос того, что Брут как и Цицерон когда-нибудь кого-нибудь должен был бы предать, практически решён — с таким характером это неизбежно. Кстати, рефлексия — раскаяние и сожаление о содеянном — то, о чём вы говорили как о смягчающем обстоятельстве для меня как раз и есть доказательство нецельности личности, её малодушности, неустойчивости, т.е. о чём я и сказал вначале «подлец по характеру». Немного с ног на голову, но как-то так :) Тяжело эмоции кодировать словами. И да, кстати, не исключено, что он произвёл на меня такое впечатление из-за того, что похож на нашего отвратительного Алексея Панина, который бьёт женщин и т.д..

  • Olly:

    насчёт женских разборок дел сердечных мы можем согласиться на том, что и Сервилия змеюка и Атия змеюка, можно обсуждать степень и вид их «змеючности», но они всё равно принадлежат к виду «змей» :) Как вам такая трактовка?

    Только Сервилия до такой жизни доведена подлостью Атии и предательством её дядюшки. Это качественное отличие от Атии. Поэтому создатели и сделали такой финал: Сервилия, закончив полным саморазрушением, морально все же сломила Атию. Атию, которой двигала только жажда власти и иногда зависть к чужому счастью. У неё в финале есть все, к чему она стремилась, но она не имеет от этого никакого удовлетворения. Любовник её бросил, променяв на молоденькую, дочери она сломала жизнь, женушка сына спит и видит, как её сжить со свету, а сын — монстр. Добро пожаловать в семью Юлиев-Клавдиев))) Очень правильный и поучительный финал.

    И все равно не понимаю, каким образом можно Брута записать в подлецы. Я бы его характеризовала как инфантильного мажора в начале, рефлексирующего, неуверенного интеллигента, запутавшегося в себе, по середине, и человека, ощутившего всю меру ответственности за свои действия, и принявшего сознательно свою судьбу, — в конце. Как подлец может фактически покончить с собой, принимаю сознательно предсмертные муки своей жертвы? У подлеца не может быть совести, а у этого персонажа она есть.

    Цицерон действительно выведен совершенно карикатурным. Но его смерть в моих глазах многое искупает. Имею в виду тот момент, когда он, зная что сейчас придут его убить, пишет письмо Бруту с предупреждением об опасности. Поступок настоящего друга.

    Антонй, да. Был бы подлецом, да умом не вышел. Сгубил его (милль пардон) член, за которым он постоянно шел. А Тит Пуллеон никакой не подлец. Он просто фактически наемный убийца, который живет «по понятиям», характерным для дохристианской эпохи.

    Насчет сходства актеров и реальных людей. Один друг рассказывал, что у него начальник похож на повзрослевшего Октавиана. Так он теперь к этому коллеге по работе реально боится подходить))

    • По Бруту в моей системе координат всё просто — я ставлю себя на место Цезаря и прихожу к выводу, что иначе как предателем такого человека я назвать бы не смог. Не зря эта попсовая фраза «И ты, Брут?» стала символом коварства и предательства. Впрочем, в этом фильме, эта фраза не звучит, да и вообще не известно, была ли она в принципе. Тем не менее — Цезаря «предал» два раза.
      Атия змеюка по рождению, Сервилия змеей стала. Так получается?
      Насчёт расплаты для Атии соглашусь, но думаю, этого мало. Всё же финал Атии более счастлив, мне кажется, ведь она как бы живая осталась, а Сервилия совсем мёртвая.

      Насчёт того, встречаются ли люди, которых мы видели и обсуждаем в обычной, реальной жизни. Самое прикольное (и ваш пример и мой об этом говорят), что они встречаются! Несколько тысячелетий человечеству, куча цивилизаций пришло и ушло… а люди всё те же :))))

  • Соберем для Вас по интернет базу данных потенциальных клиентов для продажи Ваших товаров и услуг по городу, по области, по стране, по миру, на удобном для Вашей работы языке (Все контактные данные) Много! Быстро! Недорого! Узнайте подробнее по Email: prodawez396@gmail.com

Оставить комментарий

Я не робот.

Обновления блога


Подпишитесь на мой блог! Введите Ваш email:

Доставляется FeedBurner