Чёрная смерть / Black Death. 2010

По совету знакомого посмотрел фильм «Чёрная смерть». Предварительно поинтересовался, о чём фильм. «Средневековье, чума, инквизиция». Отлично, подумал я, мне нравятся такие фильмы. Фильм зацепил. Антураж воссоздан полностью, весь фильм пронизан мраком, тленом и молитвами. Местами жутковато, но жуть не выглядит искусственно нагнетаемой, всё выглядит как-то естественно, если, конечно, есть что-то естественное в чуме и охоте на ведьм.

Сюжет такой. Англия. Где-то около 1348 года, чума свирепствует, и нет от неё нигде спасения. Люди говорят, что это кара божья людям за их грехи. Но находятся и те, которые считают происходящее свидетельством неспособности церкви защитить людей или более-менее логично объяснить происходящее. И вообще, есть ли бог? Не может быть, чтоб он так разгневался, что решил уничтожить половину людей! Молодой монах, отправляет свою девушку (понятно, что он уже грешит — сам монах, а встречается с девушкой, ай-яй-яй!) из города в лес, где можно переждать эпидемию чумы, обещая встретиться с ней в ближайшие дни, правда, ещё не зная как.

В монастырь приезжает представитель главного инквизитора страны с просьбой дать ему монаха-проводника — надо найти деревню, которую чума, почему-то обошла мимо. В чём секрет? Если там действительно так безопасно, то там можно будет укрыться и другим людям? Или… Если чума — это божья кара людям, то почему они её избежали? Может, они продались дъяволу?
Молодой монах вызывается проводить гонца в те места. Однако, быстро выяснилось, что гонец не одинок, их целый отряд, они все вооружены до зубов и похожи больше на бойцов французского легиона (в те времена французского легиона ещё не было, но если бы он был, то его солдаты выглядели бы именно так), чем на блюстителей веры или порядка.
Монаху раскрывается настоящая цель миссии — найти и уничтожить колдуна и ведьму из этой деревни, а если надо — то и вообще всю деревню. Про эту деревню ходили слухи, что там оживляли мертвецов и творилась всякая нечисть.

Среди солдат существует весьма жёсткая дисциплина и они без колебаний убивают своего же товарища, когда обнаруживается, что он болен чумой. Монах, путешествуя с головорезами по лесам, наконец-то достигает того места, на котором он условился встретиться со своей девушкой. На месте встречи он обнаруживает окровавленную одежду своей возлюбленной и привлекает внимание каких-то лесных разбойников, которые нападают на весь лагерь солдат инквизиции. Отряд поредел, но отразил нападение. Молодой человек чудом избегает смерти, получив опасную рану в живот.

Наконец, они находят эту деревню, доступ к которой охраняется труднопроходимыми болотами. Всё в этой деревне так не похоже на то, что творится в обычных деревнях: на улицах не валяются гниющие трупы, их не встречают пустые дома и люди-мертвецы. Жители выглядят здоровыми и вполне дружелюбными, но в то же время чувствуется, что они насторожены. Насторожены и солдаты. Напряжение пришельцев усиливается после того, как предводитель команды обнаружил у одного из жителей деревни печатку, которая была на шее предводителя предыдущей экспедиции, которая не так давно пропала в этих краях. Тем не менее, команда расслабляется после щедрого приёма, оказанного в её честь. Жители деревни не молятся перед трапезой! Это должно было, но почему-то не насторожило головорезов от церкви. Через некоторое время все напились в умат. Или, возможно, зелье, подмешанное в питьё гостям, начало действоват. В общем, все они были схвачены.

Между тем монаху залечивают рану и показывают труп девушки, который был найден в лесу жителями деревни. Монах с ужасом узнает свою невесту. Его проводят на тайный обряд, на котором её оживляют. Юноша в панике бросается прочь. Его и весь отряд жители деревени приговорили к смерти — за то, что они вторглись в их безбедную жизнь, пришли с оружием, неся болезни и Бога, который способен ниспосылать эти болезни на тех, кто в него верит. У каждого пленника, однако, есть альтернатива — если он откажется от своего Бога, то станет членом их общины и будет жить с ними, не зная бед. Отказавшимся уготована мучительная смерть — вспарывание животов и прочие языческие особенности.

Главная ведьма деревни — молодая женщина, вдова убитого такими же «слугами Бога» человека. Она больше всего рассчитывает на то, что именно монах сможем отречься от своего Бога. Почему? Потому что он молод и, наверно, хочет жить. Но главное — у них его возлюбленная, и они уверяют, что она жива! Он может вполне счастливо жить с ней, почему бы нет? Монаху предъявляют её, его девушку. Но что-то с ней не так: пустые, ничего не видящие глаза, нечленораздельная речь, странное поведение. Молодой человек понимает, что его девушка на самом деле мертва и всё это происки врагов Бога, которые хотят сбить его с верного пути. Он берёт нож и собственноручно убивает то, что когда-то было его девушкой…

Во время казни некоторым удалось вырваться и схватить оружие. Экспедиция была спасена и главного колдуна удалось схватить живьём. Теперь его можно будет доставить в лапы инквизиции. Но ведьма… Ей удалось улизнуть. Да и ведьма ли она вообще? И было ли в этой деревне вообще что-нибудь мистическое? И кого всё-таки убил монах?
Никакой мистики, оказывается! Ну почти. В общем, монаху сильно не повезло, хотя он и остался жив.

Ну а в целом, при просмотре фильма мои симпатии были всецело на стороне жителей деревни. Их вина, что они жили изолированно, благодаря чему им удалось избежать чумы. Ну и, конечно, надо было поменьше практиковать всякие лохотронские ритуалы с оживлением мертвецов. Глупо было предполагать, что этим никто не заинтересуется. Логика фильма вынуждает сопереживать именно членам экспедиции, но я, стараясь мыслить объективно, вынужден был признать, что они в этом не нуждаются. Точнее, не заслуживают. Потому что дебилы. Дураки. И даже не потому, что ставят реальную человеческую жизнь ниже абстрактных духовных ценностей. Они — дети своего времени и не могли мыслить иначе. Я, родись в то время, мог бы размышлять так же. Дураки же они потому, что у них было два момента, в которых они могли всё поменять при должном уровне осмотрительности: 1й момент — когда увидели печатку пропавшей экспедиции. Надо было делать из этого выводы и принимать меры. Одного нахмуривания бровей тут мало! 2й момент — деревенские жители демонстративно не молятся, как бы показывая им, дебилам, что тут нечисто! Надо было делать правильные выводы, но вместо этого гости сели за уставленный яствами стол (это уже 3й момент). Блин, ну вы уже получили два сигнала (см. 1й и 2й моменты)! Нет же — надо напиваться в умат. Алкашня пострадала за свои пристрастия и это стоило многим из них жизни. Как можно напиваться во враждебном лагере? Ну разве не дебилы? Не то что напиваться — прикасаться к еде надо было очееень осторожно. В общем, им ещё повезло, что не всех покрошили. Вот и всё на этом.
Фильм интересный, зрелищный, подойдёт любителям жанра, но каждому я его рекомендовать не могу.

2 комментария на “Чёрная смерть / Black Death. 2010”

  • Влад С.:

    Фильм меня заинтриговал, изначально он настраивает на какую-то мистику, сначала смотришь и кажеться что все будет как в обычных голливудских фильмах: вот-вот из адских болот выскочат упыри, ожившие мертвецы и иже с ними злобные колдуны метающие огненные шары! И правда когда жители проводят ритуал воскрешения на глазах изумленного монаха, кажется — вот оно — понеслась! сейчас полезет нечисть в избу а славные воины начнут рубить их на куски!…но фильм быстро открывает глаза на реальность, ритуал воскрешения оказывается фикцией, нет никакого колдовства, симпатия к отряду, а в последстивии и к обезумевшему монаху начинает утихать…
    Весь смак фильма на мой взгляд оказался именно в том что фильм в итоге оказался совсем не тем что я от него ожидал, заинтриговал, он заставил взглянуть на происходящее с обоих сторон, если сначала симпатия была на стороне монаха и бойцов, то под конец становится понятно, что эти одурманенные суевериями люди натворили совсем не то за что боролись. А деревня наоборот предстает островком в какой-то мере свободным от пороков того времени.
    Особенное отвращение под конец вызывает монах, который понимая, что он сам убил свою суженную, одурманенную в тот момент чем-то (видимо отходняк после псевдовоскрешения), тем не менее мысленно переводит все стрелки на «колдунью» и начинает дичайшую «охоту на ведьм».

Оставить комментарий

Я не робот.

Обновления блога


Подпишитесь на мой блог! Введите Ваш email:

Доставляется FeedBurner