Головокружение / Vertigo. 1954
Я недавно начал смотреть фильмы Хичкока (те, которые входят в топ250 лучших фильмов человечества), просмотрел «В случае убийства набирайте М» и «Окно во двор», а сейчас вот посмотрел «Головокружение». Последний самый мощный из всех трёх фильмов. Напряжение нагнетается аццкое. Это и есть в моём понятии настоящий триллер. Ни разу не смог угадать поворотов сюжета. Рекомендую посмотреть ценителям жанра (хотя, ценители, думаю, уже посмотрели его).
Описание сюжета из Википедии:
У детектива Джона «Скотти» Фергюсона (Джеймс Стюарт) после трагической смерти напарника, развивается акрофобия (боязнь высоты). Болезнь заставляет Джона подать в отставку — теперь он не может находиться даже на высоте нескольких ступеней без приступа страха и головокружения.
Вскоре Джона, в качестве частного детектива, нанимает его старый знакомый Гэвин Элстер (Том Хэлмор). Гэлвин подозревает, что его жена, Маделайн Элстер (Ким Новак), душевно больна. Гэвин просит Скотти следить за ней.
Скотти узнает, что Маделайн проводит дни рассматривая картину, на которой изображена Шарлотта Вальдес, а также посещая место, где Шарлотта захоронена. Сыщик замечает, что Маделайн носит в точности такую же прическу, что была у Шарлотты Вальдес. Оказывается, что женщина, которой так подражает Маделайн, её прапрабабушка, совершившая самоубийство.
Несмотря на близкие отношения детектива с Мариори «Мидж» Вуд (Барбара Бел Геддес), он влюбляется в Маделайн. Скотти следует за ней до форта Пойнт, где мешает совершить самоубийство — Маделайн бросается в пролив «Золотые ворота», но детектив успевает её спасти. Джон привозит Маделайн в бессознательном состоянии к себе домой. Разговаривая по телефону с Гэвином Скотти узнаёт, что Шарлотта совершила самоубийство в 26 — столько же сейчас и Маделайн.
Для того чтобы разгадать тайну происходящего с Маделайн, Скотти отвозит её во францисканский монастырь Иоанна Крестителя, где с ней случается очередное помутнение рассудка: Маделайн убегает от Скотти на колокольню. Боязнь высоты не позволяет сыщику подняться вслед за ней, и он лишь видит в окно башни то, как Маделайн умерла, упав на крышу церкви…
Фильм снят в 1954м году, но даст фору многим современным триллерам. Точнее, сейчас я начинаю склоняться к мысли, что технический прогресс достаточно сильно изменил способ создания современных триллеров. Ведь сейчас к услугам режиссёров столько много разных спецэффектов, которых не было 50 лет назад. Напряжение в старых фильмах нагнеталось не ужасными картинками, видами насилия и т.д., а чем-то совершенно иным – некоей психологической составляющей. Вот как в этом фильме.
На сегодня фильм занимает 43е место в списке топ250 лучших фильмов человечества и я бы там его и оставил. Отличный триллер, хотя и снят более 50ти лет назад.